Tuesday, September 9, 2008

Слегка патриотическое

Моё отношение к Америке меняется волнообразно – когда-то в пору совсем ещё юношеского патриотизма я относился к США достаточно плохо, потом, узнавая всё больше, всё лучше. Пика это хорошее отношение достигло, когда я только приехал сюда и обнаружил, что еды здесь ещё больше чем представлялось это в самых смелых мечтах, а люди вежливы и аккуратны.
Теперь отношение пошло на спад. При ближайшем знакомстве выясняется, что тут изрядно глупости, неорганизованности, разгильдяйства, лени, некомпетентности, тупости. Список можно продолжать и продолжать. Говоря короче: хватает всего того, чего мы привыкли ожидать от жизни и работы в России. Когда это в изобилии встречаешь здесь, и Родину учишься больше любить, и осознаёшь, что, объективно говоря, самая сильнейшая по многим параметрам страна нашей планеты не так уж и сильна. 
«Эй, приятель!» – говорят мне соотечественники, здесь уже пожившие некоторое время. «Чего ты ожидал? Тут же такие же, как мы, люди, из мяса и костей!». Наблюдение верное. Не поспоришь. 
Примеров в качестве анекдотов можно приводить множество. И я, вероятно, ещё утомлю читателей ими. Для начала попробую предположить, отчего так происходит. Во-первых, принято считать, что Америка стала таким местом, куда самые энергичные люди со всего мира собрались, чтобы получше устроить свою жизнь. Это верно. И людям этим это, что и говорить, удалось. Однако – если Америка-магнит, то и сброду со всего мира сюда собралось достаточно. Жить-то получше хотят все…
Причина следующая: невысокий уровень образования и общей культуры. Об этом сказано и написано давно и много. Скажу так: не такой он и низкий, как многие думают, да и, скажем, в России не такой заоблачный. Но факт остаётся фактом – процентов двадцать местных жителей не знают, кто такой Мартин Лютер Кинг, и члены семейства Симпсонов известны куда лучше, чем права, дарованные первой поправкой. 
Причина третья: в суд тебя могут затащить быстро и капитально. Вот, скажем, из уже мной пережитого: поезда ВСЕЙ линии стоят, потому что в вагоне одного из них стало плохо пассажиру. Час пик. Все стоят. Многие в туннелях. (Хорошо, что кондиционеры). Ждут врачей, которые поспешают неторопливо. Объяснение простое – умрёт человек, или останется калекой, далеко не самый выдающийся адвокат, представляющий интересы пострадавшего, запросто засудит до банкротства нью-йоркский метрополитен, а то и городскую администрацию. 
Причина четвёртая: террористы всё-таки немного победили – Америка в достаточной мере стала полицейским государством, свободы точно поубавилось. Особенно это заметно при общении с банками: любой перевод больше десяти долларов, может проверяться днями и неделями, хоть до тех пор, пока получение денег теряет всякий смысл. Хотя теоретически эта самая передовая экономика планеты. Впрочем, о том, как изменилась после 11-го сентября Америка, желающий может прочитать изрядно и без моего дневника.
И, наконец, причина пятая. Про мясо и кости. Если судьба общения с местной сферой услуг сталкивает вас с черным (или не совсем белым, а иногда, реже и вполне белым) сотрудником, находящимся по меткому американскому определению, на самой низшем участке пищевой цепи, даже не стоит ожидать компетентности – за пару доллара в час много требовать стыдно. В этой ситуации фраза “I want to talk with your supervisor” (в несколько вольном переводе «Позовика своего надзирателя!») становится просто волшебной. Что поделать, если нужную информацию можно получить только от этого надзирателя. Конечно, деньги здесь правят миром ещё больше, а клиент гораздо чаще, чем у нас, прав. Но сверхлюдей не выковали даже в Советском Союзе. Нужно быть более терпимым – Америка всё-таки…

No comments: