Sunday, November 22, 2009

Без прошлого

Америка – страна контрастов в том смысле, что здесь уживаются вещи взаимоисключающие, как, например, обжорство и культ здорового образа жизни. Ещё один контраст: доходящее до исступления стремление сочинить свою национальную героическую историю, «не хуже, чем у других», сочетается с тем, что большинство американских обывателей живут без истории в принципе.
Рассказали мне недавно такой случай: одна из крупнейших и самых влиятельных общественных организаций Нью-Йорка проводит отбор среди школьников средних классов Бруклина для того, чтобы каждый год сформировать группу, скажем так, будущих лидеров, кое-чем их вознаградить и торжественно разъяснить им, чтобы продолжали отличаться в том же духе, ибо за ними будущее. Понятно, что попадают в эту группу умные и активные ребята с успеваемостью сильно выше среднего. В этом году церемонию награждения решено было провести в еврейском музее Нью-Йорка. (Не из каких-то идейных соображений, а просто условия аренды помещения они предложили хорошие, призналась одна из организаторов.)
Учитывая, что церемония проводилась еврейской организаций, легко представить шок её руководителей, когда ребята-победители подошли к ним с такими вопросами: «Тут экспозиция про Холокост…А что это? Раз мы уж здесь, можно посмотреть?». Один из ребят признался: «Я не знаю, что это такое, но слышал, что это что-то, чего на самом деле не было!». Повторяю: это не двоечники. Создаётся впечатление, что в каждом американском населённом пункте, представляющим хоть какое-то значение, есть свой либо музей, либо хотя бы мемориал Холокоста. Однако, как выяснилось, в Бруклине, несомненно, занимающем особенное место в истории и культуре еврейского народа, о Холокосте подрастающее поколение знает, мягко говоря, немного. Честно скажу, у меня нет готового короткого объяснения этому. Но задуматься тут есть о чём.

1 comment:

Anthony said...

Я не согласен, что обжорство и культ здорового образа жизни взаимоисключающее. Скорее, я думаю, что культ здорового образа жизни появился из-за обжорства.

О Холокосте, или о детях, которые знают о Холокосте, мне очень интересно, почему дети фактически второй столицы Израиля не знают о нем. Даже в глухом селе в Техасе, где я учился, я знал о нем. Мне кажется, что это не дети, а учители. Я как либерал должен говорить, что дети не знают элементарных фактов из-за того, что учители подготавливают учеников к госэкзаменам. Но как ты я не знают, откуда эта проблема.

Кстати, я долго говорю, что американцы, или американцы которые изучают историю, не думают, что Америка и Великобритания выиграли войну без участия СССР, но я должен признаться, что я понимаю, почему русские так говорят. На прошлой неделе я посмотрел новый, многомиллионный документальный фильм о Второй мировой войне ("в цветном!"), думая, что будет особенно интересно увидеть восточный фронт. Я даже не думал, что фильм будет обращать внимание на восточный фронт половину времени. Ничего страшного, что американцы хотят знать о "своей" войне, не так ли? Фильм длится более десяти часов, но по моему счету только два раза упоминает СССР, и оба раза о Сталине в Ялте и Потсдаме. Это просто глупость.