Sunday, August 8, 2010

И меня считают

Когда прилетел из Москвы, из аэропорта меня вёз мужчина бойкий и разговорчивый. Как оказалось, румын. (Румынкой была и водитель первого в моей жизни нью-йоркского такси.) Я сказал, что буду платить картой, и начали мы с ним разговаривать на финансовые сюжеты. Вспомнили, у кого какие были казусы с оплатой картами, а потом он мне со сдержанной гордостью сообщил, что в следующем году бросит водительствовать.
«А всё почему? Спасибо кредитным картам! Когда я приехал и завёл себе кредитку, я всегда аккуратно платил по счетам. Прошло несколько лет, и вдруг мне звонят из банка: сообщают, что могут открыть мне кредитную линию в 1,6 миллиона долларов! Я не растерялся, кредит взял, купил дом на девятнадцать квартир в Нью-Джерси, цены на недвижимость взлетели, кредит вернул. И всё!» - рассказывал он, лузгая не то семечки, не то орехи.
Что и говорить – американская мечта в румынской редакции. Действительно, от кредитного рейтинга здесь зависит очень многое – все данные со всех банков собираются и внимательно отслеживаются. Если до кризиса по распространенной полушутке кредит могла взять любая собака, то теперь правила ужесточили, и мне, например, первую кредитную карту было завести очень сложно.
И это при том, что карта мне эта совершенно не нужна. Однако собираюсь покупать дом и думаю взять для этого кредит. Следовательно, надо иметь для этого хороший кредитный рейтинг. Конечно, плохо, когда жизнь в долг становится системой, и даже у «успешных» представителей американской «элиты» до конца жизни нет ничего своего, но, с другой стороны, при грамотном использовании кредит – инструмент удобный и полезный.
Надо отметить, что выходцы из Восточной Европы, будь-то мои польские друзья, этот румын или я, быстро ориентироваться в запутанных бюрократических системах приучены жизнью на Родине, поэтому эффективно взаимодействовать с этой системой получается. Мне скажем, при собственной смекалке, очень помогли мой русскоязычный бухгалтер и брайтонская девушка в отделении моего банка. Плюс в библиотеке нашёл хорошую книгу, в которой инвестиционный банкир, доступно рассказывает про все финансовые аспекты домашнего хозяйства в Америке. Девятнадцать квартир в Нью-Джерси мне не нужны, но всевидящий «старший брат» кредитного рейтинга меня уже считает.

No comments: