Friday, November 28, 2008

Цвет

Конечно, Россия – страна многонациональная. Однако нужно приехать в Нью-Йорк, чтобы почувствовать всё многообразие рас и национальностей. Совершенно запросто в течение моего дня здесь я могу: утром из новостей узнать, что мэр Блумберг почтил память жертв очередного теракта в индуистском храме где-нибудь в Бруклине; на работе встретиться с зашедшими что-либо настраивать монтёрами, которые будут из Мексики и Пакистана с бригадиром-потомком переселенцев из Италии; пообедать шаурмой, которую делают марокканцы; предварительно проконсультировавшись с моей представительницей в банке родом из Сеула, пойти в ближайшее его отделение, где меня будет обслуживать полячка, а за соседними столами будут сидеть англичанин и азербайджанец; сесть в такси, за рулём которого будет египтянин, и поехать играть в футбол вместе с ямайцами, японцем, хорватом и ещё представителями десятка других национальностей.
Постепенно к этому привыкаешь. Как и к тому, что со своим цветом кожи можешь часто быть в меньшинстве. Я впервые ясно осознал это в Филадельфии. Там чернокожих столько же, сколько белых, к тому же нет разнообразия других оттенков кожи, как в Нью-Йорке. В принципе сложно быть ксенофобом, когда каждый день видишь, как много вокруг людей, отличных от тебя, как все они могу уживаться друг с другом, что в большинстве своём они, как минимум, не хуже других, что достоинство, достижения, привлекательность человека сложно связать с его национальностью и цветом кожи. Кстати говоря, удивительно, как мало здесь спустя всего менее чем полвека, после нескольких столетий рабства и вражды, в повседневных отношениях расизма. Конечно, может, это в Нью-Йорке, да и люди, вероятно, научились его скрывать.
Впрочем, Обама президентом всё-таки стал. Во время предвыборной кампании среди чернокожих правозащитников находились скептики, считавшие, что если он победит, это им только будет мешать – все сразу решат, что афроамериканцы добились полного равноправия, хотя на самом деле о равноправии говорить не приходится. Трудно сказать, правы ли они, хотя победа Обамы, конечно же, не решила всех проблем многочисленных обитателей многочисленных гетто, где полиция часто боится даже появляться.

No comments: