Sunday, October 26, 2008

Наших нет


Оказалось, что в экскурсии к Статуе Свободы сам монумент для меня не так интересен. С куда большим удовольствием я посетил находящийся рядом музей на Эллис Айленд. И не просто потому, что экспозиция любопытна – пища для размышлений осталась обильная. Однако обо всём по порядку.
Про саму статую рассказывать не буду – хватает путеводителей. Главное впечатление: не без удовольствия почувствовал себя аборигеном в толпах туристов. Не имею огромного рюкзака, бутылки с водой, пакетов с сувенирами, почти обхожусь без карты, не делаю фотографий каждые десять секунд, не кричу «Вау!». Да и вообще эмоции другие. Быть жителем этого города всё-таки приятно.
Что касается Эллис Айленд, то впечатление действительно сильное. Опять-таки интересующиеся могут подробно прочитать про него в путеводителях. Для ленивых и занятых скажу: это самый крупнейший пункт доступа иммигрантов в США, маленький остров на подступах к Манхеттену. Закрыли его в 1954-ом году и, по самым скромным подсчётам, через эту станцию прошло 12 миллионов человек. Половина американцев точно может найти среди этих людей кого-то из своих предков.
Экскурсоводы настоятельно рекомендуют представить вавилонское столпотворение в просторном, но крохотном для тысяч людей, ждущих своей очереди, зале регистрации; врачей-ассов, которые за шесть секунд оценивали здоров ли потенциальный житель «града на холме»; невыносимые условия камер временного содержания, карантина и больницы, где в маленьких комнатках размешались несколько десятков человек; радость от обильной еды для людей, многие из которых за всю жизнь до этого не могли наесться вдоволь; гнев президента Теодора Рузвельта при посещении обменного пункта острова, увидевшего как обманывают менялы иммигрантов; горе разделяемых семей и многое другое. Представить всё это можно – музей прекрасный, быт Эллис Айленд восстановлен вполне убедительно.
Но задумался я не об этом: кажется, все народы Земли прошли двери этой станции, прихожей нового, лучшего мира. Вот только следов моих соотечественников особенно не видно. (Только в холе больших фотографий иммигрантов увидел большой снимок двоих мужчин в черкесках и с кинжалами. Может, казаки, а может и горцы, бежавшие от царского гнева). Конечно, многое в этом музее связано с Россией, точнее с Российской империей: например, представлены царские деньги, документы, где множество иммигрантов из Российской империи, брошюры для вновь прибывших на русском, предметы российского быта позапрошлого века.
Но ясно, что всё это в подавляющем большинстве своём следы еврейской иммиграции, чуть ли не самой большой в Америку в конце 19-го – начале 20-го века. Уничтожали тогда и притесняли евреев изо всех сил – вот и бежали они в США тысячами, где многие из них обретали своё счастье. Где же стародавние жители русской равнины? Обитатели донских и волжских степей? Уральцы? Сибиряки? Поморы? Ведь очень многим в Российской империи жилось не сладко, однако в далекую страну, куда стремились и из государств более процветающих, люди не бежали.
По-разному складывались судьбы народов той империи: громили поляки и украинцы еврейские местечки иногда и посильнее русских, однако и те, и другие, и преследуемые ими евреи, и финны, такие же поданные российского императора, прошли через Эллис Айленд. Православных же обитателей московских и петербургских трущоб или, скажем, голодавших среднерусских селян следов в музее я не нашёл. (Возможно, это лишь впечатление). Почему?
Нет у меня ответа. Либо это русская долготерпимость, тогда действительно уникальная на планете, либо элементарная лень и неспособность предпринять что-то, чтобы изменить жизнь к лучшему, либо желание самим обустроить свою жизнь на Родине. Хочется верить, что последнее. Ведь многое удалось. Именно Советский Союз, наследник Российской империи, стал главным и могучим соперником Америки в прошлом веке. Очень хочется верить, что русский человек с родных мест не бегает, а пытается обустроить жизнь дома. Но знание отечественной истории и современности точит эту веру червяком сомнения. Было бы прекрасно, если бы в России именно так и было – не только хотели достойно обустроить собственную жизнь, но и находили силы это желание реализовать, как смогли сделать это американцы, многие из которых прошли через Эллис Айленд.

No comments: