Thursday, December 12, 2013

Спокойствие, только спокойствие!

С небольшим опозданием выкладываю с «Политкома» свой очередной материал о необходимости дальнейшего «сосредоточения», рациональности и спокойствия в российской внешней политике.
В ЕГИПТЕ ПРИДУМАЛИ РОЛЬ ДЛЯ РОССИИ
Состоявшийся на прошлой неделе визит высокопоставленной российской делегации во главе с Сергеем Лавровым и Сергеем Шойгу в Египет спровоцировал дискуссию о возможном начале стратегического сотрудничества между Москвой и Каиром. Однако прогнозы такого партнёрства представляются (пока, по крайней мере) преждевременными.

Мировые СМИ быстро и без большого труда сочинили для российско-египетских переговоров фабулу: неэффективные действия США на Ближнем Востоке серьёзно осложнили тридцатилетнее партнёрство Вашингтона и Каира, следовательно, теперь Египту требуются новые союзники, именно этим объясняются российско-египетские переговоры, по итогам которых египетские официальные лица и СМИ сделали целый ряд оптимистических заявлений.
Однако для понимания происходящего нужно обратить внимание именно на последний факт: никаких договорённостей на переговорах достигнуто не было, а с радостными заявлениями выступили именно египетские представители. Объяснение у этого очень простое: в американо-египетских отношениях сегодня разыгрывается спектакль, обе стороны вынуждены разыгрывать этот спектакль, ясно осознавая слабость своих позиций и рассчитывая произвести впечатление на домашних зрителей. При этом Россию пытаются вовлечь в этот спектакль в качестве исполнителя роли второго плана, если не вообще внушительного элемента декораций.
Этот спектакль становится особенно очевиден при анализе американских действий: июльский военный переворот по свержению Мурси Вашингтон фактически поддержал, правда, потом всё-таки приостановил помощь Египту из-за дефицита демократичности нового правительства, однако помощь была приостановлена только очень частично. Если вспомнить, что до этого Соединённые Штаты то поддерживали, то не поддерживали как Мурси, так и Мубарака, то американская политика выглядит последовательной только в своей непоследовательности.
В действиях новых египетских властей путаницы не меньше. При всей антиамериканской риторике они прекрасно знают, насколько важным для страны остаётся сотрудничество с Соединёнными Штатами и прекрасно понимают, что это сотрудничество по многим причинам является одним из ключевых факторов сохранения в Египте стабильности, а возможно, и государственности.
Однако и Вашингтону, и Каиру необходимо демонстрировать некоторую активность, маскируя слабости внешней и внутренней политики. В американском случае проблема главным образом внешнеполитическая: как руководители государств, союзных Америке по всему миру и на Ближнем Востоке в особенности, так и жители этих государств, наивно верующие в приоритет демократических идеалов в американской внешней политике, всё никак не могут взять в толк, в чём же состоят цели Америки в регионе и какие действия властей союзных государств, будь то в случае Египта Мубарак, Мурси или теперь Эс-Сиси, Вашингтон считает демократическими.
Правда состоит в том, что Соединённые Штаты сегодня, во-первых, сами не могут толком определиться, в чём состоят их цели и какими средствами можно достичь этих целей. Во-вторых, даже когда в Белом доме и Госдепартаменте понимают, чего требовать от Каира в тот или иной момент, средств заставить действовать в этом направлении египетских руководителей у Вашингтона нет. Остаётся разыгрывать запутанный и плохо продуманный спектакль, в рамках которого от Каира чего-то требуют, что-то обещают, чем-то грозят, стараясь в чём-то убедить домашнюю (Египет – любимый сюжет и для американских либералов, и для «ястребов», и для республиканской оппозиции) и, в первую очередь, мировую общественность.
Египетские руководители участвуют в спектакле больше по внутренним причинам – им необходимо как-то поддерживать собственную легитимность. У свергнутого президента Мурси для этого было несколько источников – размежевание с режимом Мубарака, стремление править государством по исламским канонам и победа на выборах. У нынешних генералов и временного президента Адли Мансура всего этого нет. Остаётся пытаться сплотить страну перед реальной или мнимой зарубежной угрозой, которую согражданам предлагают видеть в кознях американцев, в реальности являющихся одной из немногочисленных опор, пускай и очень шаткой, нынешнего режима.
На какую роль в этом спектакле приглашена Россия? За последнее время Россия значительно укрепила свои международные позиции, в том числе и, в особенности, на Ближнем Востоке, где страна стала ещё больше восприниматься как серьёзная сила. С этой точки зрения неудивительно, что в Каире решили разыграть сцену укрепления сотрудничества с Москвой. В Египте помнят о советско-египетском партнёрстве пятидесятых-шестидесятых годов прошлого века, воспоминания это положительные, причём память эта жива именно среди групп, потенциально являющихся сторонниками светски-националистического варианта развития страны, который предлагают правящие сегодня генералы. Неудивительно, что накануне визита высокой российской делегации египетское телевидение активно демонстрировало кадры хроники событий советского-египетского партнёрства.
С другой стороны, проведя переговоры с российской делегацией на фоне обострения противоречий (реальных или изображаемых – вопрос второй) с американцами, Египет попытался сработать ещё на одном стереотипе – российско-американском противостоянии. В результате сцена получилась весьма драматическая.
Другое дело, что пока трудно говорить о каких-либо реальных вариантах российско-египетского партнёрства. Даже в военной сфере после тридцати лет американо-египетского сотрудничества российская продукция может пригодиться египетской армии, существующей по американским стандартам, в весьма ограниченной степени. Такая ограниченность обуславливает необходимость для Москвы сохранять холодную голову в переговорах с Каиром, не рубить сплеча, не торопиться без повода «дразнить» Вашингтон, не разыгрывать роль, придуманную для России в Каире. В конце концов, партнёрство может быть только взаимовыгодным – опыт советско-египетского сотрудничества середины прошлого века убеждает в том, что даже весьма существенная односторонняя помощь не гарантирует геополитической преданности Египта.

No comments: