Sunday, November 10, 2013

Гражданское общество

Давненько я не писал больших, серьёзных текстов для блога. Всё больше статьи из других мест выкладываю, исправляюсь. Есть тема.
Часто слышу вопрос, как долго я собираюсь жить в Америке. Для меня ответ очень простой: я не хочу, чтобы мои дети здесь выросли. То есть, даже если мой сын или дочь родится в обозримой перспективе (что очень возможно и желательно), в Нью-Йорке я могу жить примерно до тех пор, пока ему или ей надо будет идти в школу.
Почему так?
Причин много. Начну с одной, так как недавно имел возможность ещё раз убедится в её существовании.

Итак, начну с теории, потом расскажу, как я имел возможность убедиться в обоснованности моих соображений.
Проблемы российского гражданского общества известны. Я не собираюсь их оспаривать. Однако дело такое, что надо задать один простой вопрос: а в чём смысл гражданского общества вообще? Говоря максимально просто и кратко, гражданское общество – это всё, что касается личной жизни граждан, всё что не государство, а где и когда нужно, гражданское общество помогает гражданам защитить их интересы перед лицом государства. Следовательно, государство гражданского общества не любит и старается давить на него по возможности.
Что мы видим в России? Что государство редко любимо, его боятся, когда у гражданина есть возможность что-то обойти, то он, скорее всего, это сделает, если же для этого ему нужна помощь других граждан, то он её, скорее всего, получит. Все понимают общую враждебность государству и правилам. Конечно, не всегда и не везде, но скорее всего. Вот такое гражданское общество.
На Западе, Америка не исключение, наоборот, гражданское общество сильное, развитое и эффективное, но государство тоже эффективно в исполнении своих функций, в том числе, карательных. Закон соблюдают потому, что его нарушителей карают. В России с этим хуже. Опять-таки не всегда и не везде, но скорее всего. Следовательно, при всей силе гражданского общества на Западе отдельные граждане запуганы настолько, что правила будут соблюдать даже в самых абсурдных ситуациях, а другие граждане не придут им на помощь, ибо тоже боятся.
И вот именно это мне не нравится. В обоих случаях, России и Запада, есть свои минусы и плюсы, но я выбираю российскую ситуацию. Причин много, сейчас остановлюсь на одной. Перед лицом государственной тупости я предпочитаю рассчитывать на граждан рядом, а не на какую-то абстрактную институционально-государственную справедливость, которая непонятно где и когда наступит и наступит ли вообще. В этом одна из причин того, почему я хочу чтобы мои дети выросли в России.
Обо всём этом подумал недавно, когда в очередной раз столкнулся с тупейшим проявлением законопослушности. Весь день у меня плохо работал единый, когда заходил в метро вечером по дороге домой, опять не сработал. Некоторое время пытался пройти, проводя карту несколько раз. Без результата. За мной стояла молодая баба, видимо, из деревенских (дело было на станции рядом с автовокзалом), смотрела, что карта не работает. Я её пропустил, потом когда зашла, я её попросил открыть мне изнутри специальную калитку для прохода (есть в Нью-Йорке такая на многих станциях для инвалидов и на случай чрезвычайной ситуации). Посмотрела она на меня тупо и ответила «Не открою, не положено».
Первой реакцией у меня, конечно, было рассказать ей кто она такая. Ведь смотрела и прекрасно видела, что карточка у меня не срабатывала из-за какой-то технической проблемы! Потом решил не тратить на неё нервов, плюнул и пошёл искать другой вход в метро, где карта с трудом, но сработала.
Вот такая взаимопомощь. Конечно, наверное, зря я обобщаю, из-за одной тупой бабы делая вывод про Америку. Но, тем не менее, с похожими ситуациями сталкиваюсь постоянно и не могу не думать, что русские люди другие – в противостоянии с государством друг другу помогать будут.  

No comments: