Sunday, April 17, 2011

Столица одна

Для меня, как и, наверное, для любого человека, место, где родился, - центр мира. Тем более, когда это место, как в моём случае, - Москва. Кажется, в тринадцать лет я впервые уехал относительно далеко – в Питер. Чувство было очень необычное: не верилось, что я так далеко. Первое время всё казалось, что это какой-то неизвестный уголок родного города, и стоит только пройти немного или подъехать на каком-нибудь троллейбусе, автобусе или трамвае, и будет станция метро, с которой можно будет уехать до «Цветного Бульвара» или «Рижской».
Долго в голове у меня не укладывалось, что такое «земляк». Понятно, что теоретически всё ясно. Но, как сказал Антон Павлович Чехов, «В Москву! В Москву!». Все едут в столицу, а я уже там, поэтому для меня «земляк» - нечто из лексикона приезжих.
Осознал я, что это такое, когда по работе оказался в Чечне. Во-первых, сама по себе обстановка необычная - «режим антитеррористической операции». Во-вторых, по службе, конечно, народ со всей России. Неудивительно, что в зачастую стрессовой ситуации земляки тянутся друг к другу, вспоминают дом. Со мной получилось так:
С гуманитарным грузом летел вертолётом. По неписанным правилам военных пилотов, если с грузом сопровождающий, то он – старший. Таким образом, боевой экипаж на полном серьёзе ждал от меня, гражданского, распоряжений. Я нервничал, конечно. Однако оказалось, что один из вертолётчиков, вот не помню, штурман, кажется, из Москвы. Долговязый и белобрысый парень моего возраста или даже младше мгновенно расплылся в улыбке – «Земляк!». Стал расспрашивать, что дома и как.
Неожиданным образом, о земляках вспомнил совсем недавно, когда был на юбилейном концерте в честь одной нью-йоркской благотворительной организации, которая пятьдесят лет помогает молодым исполнителям классической музыки начинать их карьеры. Завершался концерт концертом Моцарта для двух фортепиано, части этого концерта играли самые лучшие исполнители из числа нынешних питомцев организации. Частей было три, фортепиано два, итого шесть исполнителей. И вот я могу доложить, что из шести человек, двое было москвичей, земляков. Играли отлично, зал не мог нахлопаться.
Приятно, тем более, что москвичей в Нью-Йорке, несмотря на обилие русскоязычных, не так много. Но есть, и не на последних ролях. Например, по-моему, исключительно приятный и конструктивный член законодательной ассамблеи штата Нью-Йорк Алек Брук-Красный, между прочим, первый русскоязычный человек, куда-либо избранный за пределами бывшего СССР (не считая Израиля, конечно).
Пока аплодировал, вспомнил вертолётчика из Чечни и вообще многих и многих замечательных людей из нашего великого города. Хорошо бы москвичом, вот что.

No comments: