Thursday, March 25, 2010

Здоровье

Когда я достал из почтового ящика пластиковую карточку, удостоверяющую мою медицинскую страховку, обрадовался. Обрадовался, потому что оформление страховки затянулось, моя российская, туристическая истекла, а совсем без страховки быть несколько беспокойно – хотя бы из-за футбола. Однако по прошествии некоторого времени понимаю, что радоваться мне нужно было и по другой причине: я получил медицинское обеспечение такого уровня, которого в России у меня не было.
С платной медициной дела на Родине почти не имел, когда имел, замечал, что, несмотря на разницу в окладе платным докторам не чужд менталитет бесплатных, в конце концов, учатся все вместе и в платную медицину приходят зачастую из бесплатной. Конечно, рядовая московская районная поликлиника исполняет несколько полезных функций – там можно получить освобождение по болезни от работы или учёбы, сдать анализы, сделать исследования, в США и Европе иногда очень дорогостоящие, тем, кто имеет на это право не без унижений, но получить бесплатно нужные лекарства. Но в целом не перестаю поражаться бессмысленности и унизительности системы этих поликлиник. Не говорю уже про то, что «лечение» в районной поликлинике стоило жизни моему отцу…
Здесь по-другому. Страховка у меня от работы – каждый сотрудник автоматически включён в контракт на страховую группу, которую оплачивает работодатель. Чем больше сотрудников, тем больше платит. Если сотрудник включен с семьёю, то ещё дороже. Докторов можно выбирать самому, информация о них выложена на сайте страхователя. Каждый визит я ещё доплачиваю, стоимость – примерно как скромно поесть одному в (немосковском) ресторане. Разные анализы, исследования и госпитализация считаются отдельно, в целом они дороже, но всё равно получается лишь часть их реальной стоимости, покрываемой страховкой. Есть некоторые ограничения, по-моему, например, нельзя часто ходить к окулисту.
Врачи и здесь бывают разные, но пока я заметил, что слушают меня самым внимательнейшим образом, задают множество вопросов, чтобы понять диагноз, объясняют, отвечают на мои вопросы. Без спешки. Естественно, не унижают. (Моя матушка на днях в Москве заглянула в кабинет, чтобы отдать чужой анализ, по ошибке положенный в её карту – вместо «спасибо» получила дверью по плечу от дуры-врача.)
Есть, конечно, врачи, которые стараются содрать деньги с пациента за каждый чих. Но по рекомендациям знакомых и собственным наблюдениям таких, по-моему, можно вычислить достаточно точно. Вообще цены огромные, без страховки лучше не заявляться, например, если прийти в приёмный покой частного госпиталя с простой, но опасной травмой, за первую помощь могут выставить счёт в пару тысяч долларов. Если денег нет, отправят восвояси. Но Нью-Йорк – город большой, если дело совсем плохо, всегда можно что-то придумать с какой-нибудь временной страховкой, благотворительной программой или народными средствами в разных национальных аптеках.
В общении с врачами в очередной раз могу убедиться в прелестях компьютеризации. Правда, американцы медицинскую систему критикуют в том числе и за дефицит этой самой компьютеризации. Возможно, в Азии и Европе кое-где дело обстоит лучше, но удобство очевидно: по электронной карте я могу выбрать ближайшего ко мне специалиста, учитывая разные параметры, включая язык, на котором говорит доктор. Записывают в удобное мне время, по электронной почте приходит напоминание, когда мне к врачу.
Сразу скажу, что я далёк от идеализации американской медицины, в конце концов, десятки миллионов вообще лишены медицинской помощи. Не стремлюсь очернять и российские реалии. Например, одно казавшееся московским докторам самым элементарным исследование, здесь вызвало удивление – такого, как оказалось, нет, хотя есть похожие. Но всё равно доктор смотрела работу московских коллег с большим интересом и нашла её очень полезной. Однако с медициной ещё один пример, когда хотелось бы, чтобы в России когда-нибудь было как здесь. Более того, я, как оптимист, уверен, что будет. А пока же грустно, что не так.

No comments: