Sunday, January 3, 2016

Итоги

С каждым завершившимся годом в первых числах нового января всё больше удивляюсь, сколько всего случилось за истекшие двенадцать месяцев с миром и мной. И всё больше и больше, и больше случается. Как быть при такой жизни с планированием? Выходит причудливо: в прошлом году я много запланировал и много сделал, в этом году планировал доделать пару дел с 2014, дел больших и важных, в их решении продвинулся, хотя и не сделал. Однако помимо этих планов сделал столько всего, о чём и подумать не мог год назад. Трудно даже выбрать из этого какое-то одно, главное достижение. Правда, для формата блога, то есть, на самом деле, очень публичного дневника могу выделить итоги моих размышлений за год. (Говорят, любой дневник правильно вести так, чтобы не бояться, если он станет общедоступным.)
В 2015 году я имел время, возможность и даже, пожалуй, необходимость задуматься об окружающем мире. Главная причина этого, пожалуй, состояла в том, что из-за ряда событий, приятных и не очень, обычная для последних лет рутина моей жизни оказалась разрушена, я оказался в какой-то мере в роли наблюдателя за жизнью. (В том смысле, как Лотман говорил об интеллигентах, как людях вне классов и обыденных социальных связей, вынесенных с разных сторон «возвышенности» прогресса «артиллеристах-наводчиках», помогающих обществу осмыслить происходящее и «скорректировать огонь» цивилизации. Я себя по разряду интеллигентов не числю, но метафора отменная.)
Кратко напишу об основных вещах, которые я заметил. Поделюсь с читателями блога. (Учитывая, что мне нередко платят за мои наблюдения и соображения, а тут будет бесплатно, для читателей будет своеобразный новогодний подарок.)
1.    Человеческие отношения организованы минимально возможным образом. То есть, чуть меньше организации и наступит анархия и хаос. Где-то больше, где-то меньше, с поправкой на страну, культуру и религию и т.д., но грань очень небольшая, меньше уже нельзя. Даже до муравейника очень далеко. Я не оцениваю, а констатирую. В этом смысле скептики, которых я в 2015 оценил по-новому, Толстой, позитивисты и все прочие сомневающиеся при всех различиях были правы – общественным отношениям, не говоря уже про политику с экономикой очень и очень далеко до рациональной организации. Соответственно, всяческие «научно-управленческие решения», «политические программы», планирование и прочее имеют не много смысла и ценности. «КПД» у этого всего очень низкий.
2.    В настоящее время, по всей планете новые технологии (один Интернет чего стоит) крушат все устоявшиеся отношения во всех областях человеческой жизни, которая (см. 1) и без того организована не ахти. Так что общее ощущение нарастающего хаоса не простое впечатление, хаоса становится больше и будет ещё больше. Опять-таки не оцениваю, констатирую. Если оценивать, то, пожалуй,  «нормального», в смысле хоть сколько-нибудь предсказуемого функционирования экономики, декретных отпусков, больничных, пенсий, семейных ценностей, прочных браков, ответственных государственных деятелей, общественного правопорядка и прочих важных вещей, к большому сожалению, будет всё меньше. Ничего не гарантировано, всё может измениться в любой момент.
3.    Что остаётся? Семья, близкие друзья, проверенные коллеги, верные соратники. Иначе совсем беда.
4.    Чтобы на фоне всего этого хаоса не поехала крыша, нужно сохранять спокойствие. Жить, чтобы жить, наслаждаться жизнью, бороться с рутиной и суетой, помогать дорогим и близким людям, да и вообще ближним. Спокойно делать дела. Чаще выдыхать. Так как если с утра до вечера бегать, высунув язык и зачем-то всё время гнаться, слабо понимая, за чем, так и вся жизнь пройдёт. Мне кажется, нужно ясно понимать, что человек определяет, что происходит, а не окружающие люди и поток событий велят этому человеку куда-то постоянно бежать. Только так.

No comments: