Tuesday, August 20, 2013

Конец "перезагрузки"

Несмотря на конец лета, пору отпусков для многих, у меня выдался жаркий период. На прошлой неделе урвал время, чтобы написать колонку на "Политкоме" об отказе Обамы ехать в Москву. Сегодня нашёл время её выложить в блоге. Текст, по мнению читателей, вышел очень качественный.

ЭТОТ ПРЕДСКАЗУЕМЫЙ КОНЕЦ «ПЕРЕЗАГРУЗКИ»

Не наблюдается недостатка в трактовках и комментариях причин, по которым Барак Обама отменил московские переговоры с Владимиром Путиным. Многие, если не большинство, комментирующих соглашаются в одном – пресловутой политике «перезагрузки» настал конец. Такое справедливое заключение требует важного пояснения: политика эта была рождена с серьёзным «дефектами», изначально сделавшими её успех исключительно маловероятным.

Для того чтобы понять главную причину этих «дефектов», надо внимательнее вглядеться в политическую персону Барака Обамы, благо, что в разгар первого года его второго президентского срока информации для размышления о его политической карьере хватает. Если делать максимально короткий вывод об этой карьере, то можно сказать, что Барак Обама – мастер выигрывать избирательные кампании, однако исключительно слабый деятель в вопросах государственного управления.
«Перезагрузка» задумывалась именно как элемент своеобразной «предвыборной» кампании, в режиме которой Барак Обама перманентно находится. Даже сегодня, когда американский президент уже достиг политического потолка любого американского политика, почти каждый день он продолжает говорить речи, во время которых он мастерски играет голосом и сотрясает воздух чеканными формулировками. В 2008-2009 году эта кампания достигла своего апогея – казалось, что Барак Обама твёрдо намерен если не влюбить в себя, то очаровать всех и каждого. Помимо этого ему было важно и делать всё наоборот по сравнению с уходящей администрацией Буша-младшего: если к концу президентского срока Буша отношения с Россией были очень прохладными, значит, по политической логике молодого сенатора от Иллинойса, ставшего президентом США, надо было постараться «влюбить» в себя и Россию.
В конце концов, почему бы и нет? Пара-тройка ярких речей и дело сделано. В конце концов, подобным образом Обама договорился и до Нобелевской премии мира. Тем более, что обамомания принимала глобальный масштаб – нельзя не вспомнить, гигантский митинг в Берлине, когда кандидата в президенты собралось послушать 200 000 человек. Сегодня, правда, многие из этих слушателей ломают голову, пытаясь без большого успеха найти отличия между АНБ Обамы и «штази» ГДР, но, тем не менее, в начале президентства Обамы казалось, что его магия имеет универсальное воздействие.
В отношении России эта магия, а, следовательно, и политика «перезагрузки» не сработала. И причина этого не в недостатке чувствительности России или риторического мастерства Обамы. Просто рано или поздно любая внешнеполитическая инициатива должна наполняться конкретным содержанием, с «перезагрузкой» же получилось много шума из ничего.
В силу целого ряда причин Обама не сумел предложить России ничего интересного. Пожалуй, более всего в отношениях с США в стратегическом смысле Москва озабочена продолжающимся американским проектом ПРО. Здесь администрация Обама не пошла на интересные Москве уступки. Потом разгорелась сирийская гражданская война, и Вашингтон опять-таки остался глух к российской озабоченности растущей глобальной террористической угрозой в результате усиления противников президента Асада. В остальном же Вашингтон главным образом требовал, зачастую действовал откровенно недружественно, а иногда даже угрожал Москве. Такая вот выходила «перезагрузка»…
В этой связи показательна шумиха вокруг инициатив Обамы по ядерному разоружению. Американские политики, особенно демократы, журналисты и «говорящие» головы кабельного телевидения живописуют чёрствость России в адрес предложений американского президента. Однако правда состоит в том, что и эта инициатива, как и большинство шагов Обамы-политика, была рассчитана исключительно на показ – дальнейшее ядерное разоружение не только не является сегодняшним стратегическим приоритетом России, но и в долгосрочной перспективе может создать угрозу российской национальной безопасности. На фоне продолжающихся усилий США по разработке ПРО, а также полного доминирования США в области обычных вооружений, стратегический арсенал России (который уже сейчас меньше американского) является необходимой гарантией национальной безопасности страны. Учитывая это, не приходится удивляться, что популистская инициатива Обамы не произвела в Москве впечатления.
Если бы Обама действительно хотел прорыва на этом направлении, то Вашингтон мог бы предложить Москве что-то действительно интересное. В реальности же не только этого не произошло, но и официальные лица периодически подпитывали русофобскую пропаганду утечками о неуступчивости Москвы в ответ на самые добрые намерения американского президента, озабоченного скорейшим наступлением вечного и всеобщего мира во всём мире.
Чем больше проходило времени с момента объявления политики «перезагрузки», тем более слабыми становились и внутриполитические позиции Обамы, который предпочитал расходовать свой стремительно таящий политический капитал на более важные для себя вопросы, чем на улучшение отношений с Россией.
Если продолжать перечислять причины, по которым политика «перезагрузки» изначально не имела больших шансов на успех, следует отметить, что перечень того, чем Белый Дом мог бы заинтересовать Кремль всегда был очень ограничен. Подавляющее большинство того, что может заинтересовать Россию сегодня в сотрудничестве с США (инвестиции, технологии и т.д.) находятся не в ведении администрации Обамы, а распоряжении частного сектора, в налаживании отношений с которым у Москвы сегодня не всё обстоит гладко, но помочь здесь президент Обама может едва ли. Более того, учитывая относительно невысокий уровень экономического сотрудничества двух стран, даже сложный поиск взаимопонимания официальной Москвы с американским частным сектором не является решающим фактором для определения российской политики в адрес США.
А вот американской внешней политике официальная российская поддержка необходима сегодня на целом ряде направлений (Северная Корея, Афганистан, Иран, Сирия и т.д.). Следовательно, диалог Москвы и Вашингтона будет продолжаться, причём во многом по инициативе последнего.
 

No comments: