Sunday, January 29, 2012

Как мне мозги «промывали»

 Возвращаюсь к обещанному рассказу о том, как меня почти уговорили купить таймшер. Если кратко, то таймшер – это такое право на частичное владение какой-нибудь курортной недвижимостью. Задумано так, что платишь относительно немного и навсегда получаешь за относительно небольшой ежегодный взнос право жить на каком-нибудь курорте определённое количество времени каждый год. Это право можно сдавать в аренду, продавать, постоянно обмениваться с обладателями прав жить на других курортах. Право наследуется. Сейчас придумали это право конвертировать в некое ежегодное количество балов, которые можно тратить на проживание на других курортах.
В теории красиво и удобно. На практике – бес в деталях. Во-первых, кризис, американцы экономят на всём, особенно на отдыхе, особенно на всяческих долгосрочных инвестициях. То есть, отрасль в упадке. Во-вторых, бессмысленно конкурировать с юристами гостиничных и туристических компаний, продающих таймшер, – в многостраничном договоре всегда найдётся уловка для компании, чтобы его не соблюдать. Эти компании часто договариваются, чтобы их клиенты могли жить на курортах другой компании, однако, например, если купить таймшер у одной компании сегодня, где гарантия, что пожизненно можно будет жить в отелях другой? Сегодня договорились, завтра поругались.
Напомню, я поехал в Орландо. Одна из крупнейших мировых сетей отелей дала мне скидку на проживание на своём новом курорте (на достройку корпусов которого, как заметил, съездив туда, у них кончились деньги, вот и пытаются «поднять наличность»), чтобы потом меня поуговаривать купить там таймшер. Причём условия жёсткие – для того, чтобы не платить за проживание полным рублём, надо обязательно прослушать двухчасовую (многочасовую, как выяснилось) презентацию, причём не в дни приезда и отъезда, от «промывания» мозгов ничего не должно отвлекать. Ещё какие-то сувенирные мелочи обещали, вроде проживания в отеле этой сети со скидкой.
Расклад я представлял заранее. Мнение у меня своё, если я решение принял, то у меня есть для этого основания, переубедить и, тем более, уговорить меня не просто. Однако к «промыванию» мозгов у гостиничных людей подход профессиональный. Всё продумано до мелочей. Презентации проходят на отделённых от остальной территории пансионата этажах. Агенты буквально «влазят» в душу, самые, на первый взгляд, безобидные вопросы об уговариваемом используют для того, чтобы лучше настроиться для внушения ему необходимости покупки. Аргументация также продумана. Ориентируются очень быстро. Например, в моём случае, давили на то, что в Америке я относительно недавно, кредиты мне ни к чему, следовательно, кредитный рейтинг низок, а если надумаю покупать дом, то потребуется солидный кредитный рейтинг. А они мне дадут небольшой кредит с хорошим процентами, это недвижимость, значит, кредитный рейтинг у меня вырастет самым существенным образом.
Были и другие аргументы. Например, я много путешествую для работы и отдыха, и, обмениваясь таймшером на других курортах или тратя на эти курорты балы, мог бы серьёзно экономить на гостиницах. Короче говоря, я уже готовился выложить деньги. Спасло меня то, что в начале года, после всех праздников со свободной наличностью туговато, и даже якобы самые выгодные условия, которые мне предлагались, требовали от меня некоторых усилий. То есть, я не мог тут же, на вставая из-за стола, согласиться на их условия – надо было связываться с банками. А на скорость давят – «давай сейчас, принимай решение, второго такого хорошего предложения не будет». В этот момент я подумал – а куда мне торопиться? Им нужны клиенты, нужен, как говорят в Америке, бизнес со мной, положение у них, видно, отчаянное. Зачем же торопиться? На досуге спокойно подумав, я всегда могу потратить деньги на таймшер, если он будет жизненно необходим. После этого, встать из-за стола, сказать «нет» мне стало значительно легче, аргументировав отказ отсутствием необходимых ликвидных активов. Тут крыть им было нечем…
Буквально сразу же почувствовал облегчение – психологическое давление было всё-таки серьёзное. Несколько следующих дней обдумывал подробности произошедшего, находил «дыры» в аргументации продавцов, ясно видел, где меня могли обмануть, не выполнив обещания, дивился себе. Однако опыт, конечно, интересный, и для самопознания, и теперь яснее представляю, как была построена американская «пирамида» ипотеки, едва не погубившая всю мировую экономику. В целом малообразованное американское население для таких уговоров, будь то таймшер или ипотека, жертва, конечно, очень лёгкая.

No comments: