Tuesday, June 23, 2009

Слуги народа

Вообще американцы очень простые люди. Особенно это заметно, когда собираются отечественные и американские участники на какое-либо важное мероприятие. Американцы улыбаются, спешат друг с другом познакомиться, наши же меряют окружающих высокомерным взглядом, совсем не опасаясь лопнуть от собственной напыщенности.
На прошлой неделе по работе побывал я в городке Кингстон, миль сто от Нью-Йорка. Живёт где-то тысяч двадцать пять, богатая колониальная история, даже столицей штата был недолго. Однако же представим себе мэра похожего городка, особенно где-нибудь в Подмосковье (Москва и Нью-Йорк вполне сравнимы) – у меня отчего-то устойчивое впечатление, что начальника из себя он будет изображать максимально большого.
Здесь же такого нет и в помине. Мэр человек весёлый, общительный, на работу ездит чаще на велосипеде, так как это удобнее, чем пользоваться служебной машиной. Всем запросто зашедшим в его кабинет с открытыми дверями на первом этаже мэрии рассказывает, как жизнь. Между прочим похвастался, с каким благоговением на него смотрят дети, когда заглядывает он в местную школу, где у него трудится супруга. Боятся? Вряд ли. Скорее, дело в другом: градоначальник избран горожанами, в честной борьбе, о чём он никогда не забывает. Не решения суда, не самого процесса, а простого подозрения в том, что исполняет он свои обязанности не совсем достойно хватает для такого руководителя, чтобы пристыженным самому подать в отставку.
Потом видел я и местного шерифа (и в тюрьме побывал, о чём в ближайшие дни). Впечатления аналогичные – не видно у правоохранителя ни малейшего стремления к тому, чтобы его боялись. В России же, как мне кажется, не то что у участкового, у милиционера на проходной стадиона или в метро восприятие действительности таково, что он царь и бог, а люди, которым он теоретически служит, находятся в его полной власти. От таких наблюдений невесело. Нет желания сказать, вот какая Америка хорошая. Грустно, что у нас так, как есть.

Sunday, June 21, 2009

Ходу нет

По работе немного попутешествовал по штату Нью-Йорк, о чём в ближайшее время будет несколько постов. Пока же скажу одно – тут всё-таки очень автомобильная культура. В детстве отец после посещения Америки (был в Сиэтле, в одной из первых групп советских журналистов, кажется, на авиасалоне) поражал меня в том числе и тем, что рассказывал, что погулять по окрестностям просто невозможно – нет не только общественного транспорта, но и зачастую тротуаров.
Теперь убедился в этом сам. А зачем тротуары, если пешком всё равно никуда не дойдёшь? Из дома пятнадцать минут до работы, пятнадцать – до магазина, а также больницы, школы, родственников, кому необходимо, церкви. И всё на машине. Со скоростью пятьдесят миль в час. Решив вечером прогуляться из гостиницы, вдруг осознал, что без машины просто невозможно куда-либо попасть. Даже немного жутковато стало.
Держа в уме эту автомобильную культуру, становится понятна острота многих проблем современной Америки – банкротства крупнейших автомобильных компаний, цен на нефть, загрязнения окружающей среды, состояние инфраструктуры. Последнюю, кстати, стоит отметить особо – без развитой сети дорог такая жизнь была бы невозможна. Конечно, может в Европе дороги и получше, но просторов там таких точно нет. Именно здесь автомобиль не роскошь, и уже не понять, что первично – то ли лобби автомобильных концернов «поспособствовали» развалу общественного транспорта и развитию поселений в таком направлении. То ли расстояния и национальный характер американцев способствовали развитию автомобильных концернов.
Невольно стал задумываться о том, что надо бы научиться водить. Раньше считал это блажью – если учиться всерьёз, нужно время, которого у меня нет. Особых стимулов не было: везде можно доехать на общественном транспорте, если нет, поймать такси, да и, в крайнем случае, всегда знакомый с автомобилем найдётся. В этой стране такая логика не работает. Похоже, хоть пока я и нью-йоркский житель, время придётся находить, если собираюсь оставаться здесь хоть сколько-нибудь долго. Уж лучше английским меньше заниматься.

Sunday, June 7, 2009

Извоз

Вдруг я осознал, что пишу про Нью-Йорк, а сказать несколько слов про такси совершенно забыл. Для не живущих здесь жёлтые машины уже давно стали частью сувенирно-туристической картинки, для меня же в поездке на таски до сих пор сохраняется нечто необычное. Скорее всего, потому, что ехать в такси дороговато (два с половиной доллара посадка, плюс пятьдесят центов в час-пик, плюс сборы на некоторых мостах, два доллара за милю, обязательные чаевые), а значит, если я уж сел в такси, то куда-то тороплюсь, туда, куда стоит торопиться. К тому же, такси – не метро, приятно посмотреть на Нью-Йорк, да и водитель может оказаться из самого экзотического уголка планеты, если он к тому же будет в настроении поговорить, беседа может получиться интересной.
Например, часто футбольные матчи заканчиваются поздно. Если на следующий день нужно рано вставать на работу, или стоит торопиться что-то посмотреть по телевизору, или просто нет сил тащиться через весь остров на метро, где поезда поздним вечером могут ходить раз в полчаса или даже реже, я ловлю машину. (Что, между прочим, не всегда простая задача – с завершением рабочего дня большинство водителей тоже предпочитает отдыхать). Как в Москве МКАД, по западной и восточной стороне Манхэттена идут две магистрали, выехав на которые можно избежать стояния в сетке перекрёстков острова. Очень приятно, доложу я вам, после рабочего дня, хорошего футбольного матча, особенно выигранного, сидеть в такси, которое везёт домой и смотреть на огни Манхэттена.
Ещё приятнее взять такси в аэропорту после трансатлантического перелёта, чтобы быть уже минут через тридцать дома. (В аэропорт и оттуда действует фиксированная ставка – 45 долларов, плюс мосты, и, конечно же, нужно дать водителю на чай, без этого не обходится ни одно поездка). Сейчас идёт дискуссия о том, что из-за кризиса и трудностей системы общественного транспорта следует разрешить водителям такси брать несколько пассажиров, следующих в одном направлении. Сейчас разрабатывают специальные счётчики для этого. Так скоро и до маршруток додумаются…Впрочем, учитывая пестроту и интересность нью-йоркской публики, ехать с кем-то, да ещё если это мне позволит и сэкономить я, как и, по опросам, большинство ньюйоркцев, совсем не возражаю.

Sunday, May 31, 2009

Откуда деньги берутся

В Америке, конечно, бушует кризис. Пока исследователи и лидеры делового мира рассуждают, откуда придёт спасение, внесу свои пять копеек бытовым наблюдением.
Постоянные читатели, вероятно, помнят моего чернокожего инструктора в тренажёрном зале, считающего русских могучим народом. Так вот, его предпринимательская жилка бросилась мне в глаза практически сразу – уговорил меня выложить не самые большие, но солидные деньги за тренировки, во время которых, как мне казалось, я мог обойтись и без него. (К счастью, в реальности оказалось, что с ним действительно лучше).
Сейчас, по всей видимости, клиентов у него не много – дело не только в кризисе, но и летняя пара, по всей видимости, предлагает людям другие, более приятные варианты времяпрепровождения, чем тренажёрный зал в подвале. Однако тренер, Дейв – предприниматель, простите высокий штиль, хозяин собственной судьбы, и решение он придумал.
Во время наших вечерних занятий он выбирает одного из посетителей, например, тщедушного и производящего впечатлений полной потерянности в зале южноазиата. Говорит, о’кей, помогу тебе, будешь сейчас тренироваться с Ником. Не привыкший к нагрузкам индивидуум быстро устаёт. Вот видишь, замечает Дейв с убедительностью и прочими эмоциями, которые по достоинству смог бы оценить и Константин Сергеевич Станиславский, пока ты слабоват, если наймёшь меня, будешь сильным и крутым, как Ник. (Комплимент мне, чтобы не возмущался, наличием постороннего на тренировке, хотя особенного времени от нашего занятия, такие «клиенты» не отнимают.)
Я быстро дал понять, что трюк заметил. Дейв нашёл способ меня не раздражать – «занятия» с такими «чайниками» идут в его рабочее время, соответственно, мои тренировки автоматически продлеваются. Особенно обращаю Ваше внимание, что Дейв – не гений, Гарвардской бизнес школы не заканчивал, не удивлюсь, если проблемы у него были и с окончанием средней. Очень похоже, что вот он – предпринимательский дух, способный пособить Америке перемочь все напасти.

Monday, May 25, 2009

Философское

Не люблю, когда говорят, что от конкретного человека ничего не зависит, мол, судьба и т.д. Не стану утверждать, что всё на свете по силам каждому. Что знаю точно, так это то, что жизнь – вещь непредсказуемая. Поймал себя на этой мысли, когда позавчера отправился на футбольную тренировку на Верхний Вестсайд.
Дело в том, что, заплатив двадцать долларов, я получил полноценную тренировку под руководством Кевина Грогана. Кевин когда-то считался одним из самых талантливых игроков своего, и, следовательно, моего поколения в Ирландии. Здорово бегал за ирландскую «молодёжку», очень приглянулся Фергюссону, имел контакт «МЮ». Однако потом травмы замучили, получил тренерско-менеджерское образование и сейчас не без успехов работает главным образом в Америке.
Так вот, бегая не тренировке, вдруг я подумал, что, даже очень постаравшись, не смог бы представить год назад, что сегодня буду тренироваться в нью-йоркском, квартале, населённым, скажем аккуратно, не самыми богатыми чёрными людьми, под руководством бывшего игрока «МЮ» со смешным ирландским акцентом, в компании с самыми разными людьми, включая парочку женщин, невысокого поджарого африканца, сразу заявившего, что в футбол он играет только босиком, среднеазиатского человека с типичным именем ТиДжей, который будет кричать мне через поле «Пас, братишка!».
Вывод: раз жизнь может поворачиваться по-всякому, надо быть готовым ко всему, работать над собой и не быть сволочью. Помогает, знаете ли. Уж извините за морализм.

Sunday, May 24, 2009

Диктатура законников-II

Так вот…Юристы берут здесь деньги не за результат, а за процесс. Теоретически это правильно – положительный исход в делах их клиентов может зависеть не только от них, однако свои силы и время они тратят, применяя профессиональные навыки.
В реальности же это доведено до абсурда – юристы буквально их воздуха накручивают себе часы и часы работы, охотно признавая потом, что она оказалась совершенно безрезультатной. При этом деньги за эти часы требуют астрономические. Счета поражают наглостью: «Потребовалось семь часов моего рабочего времени. Первый час я вникал в подробности Вашего вопроса. Второй час размышлял о том, как его лучше разрешить. Третий час обсуждал с коллегами, что предпринять. Четвёртый размышлял над тем, что сказали мне коллеги. Пятый думал об обстоятельствах, которые могут повлиять на ситуацию. Шестой писал Вам ответ. Седьмой отправлял ответ. Итого: Вы мне должны семь тысяч долларов». Хотя ответ, данный таким «специалистом», на пустяковый вопрос, оказался неправильным, любые возражения вызовут у него бурю гнева и угрозу суда, который он в случае необходимости у вас мастерски выиграет.
Или другая ситуация. Допустим, юрист вам помог, получив кучу денег. На радостях вы приглашаете его в хороший ресторан, отпраздновать успех. Он бодро, словно разделяя вашу радость, соглашается. Конечно, платите за ужин и … на следующий день получаете от него счёт за те пару часов, когда он жрал и пил за ваш счёт в ресторане.
Без юристов не ступить и шагу. Навязчивая телевизионная реклама призывает обращаться к ним по любому поводу – изначально гонорара вы им не платите, но в случае победы по решению суда они рассчитывают на компенсации, определённые судом. Конечно, между такими и домашними порядками я выбираю первые. Однако в данном случае очень подходит выражение про выбор из двух зол. Недавно вышла книга, доказывающая, что такое положение вещей ведёт американское общество к катастрофе. Дойдут руки, книгу прочитаю, но даже и без неё понятно, что ситуация ненормальная.

Saturday, May 23, 2009

Диктатура законников-I

От описания метро, магазинов, прачечных и футбольных полей Нового Йорка я уверенно перешёл к темам политическим. Честно признаюсь, мне это не очень нравится – такого добра мне и на работе хватает. Однако пару подобных постов ещё напишу, раз взялся рассказывать читателям об американской жизни.
Как уроженец Советского Союза и гражданин России я в достатке насмотрелся на всяческие беспорядки, бесправие, беззаконие и произвол. В Америке же увидел пример обратного – как может быть плохо, когда всю слишком отрегулировано.
Возьмём вопрос трудовых отношений. В России многие работники фактически бесправны, то есть, права в теории существуют, но нарушаются систематически и защите подлежат с изрядным трудом. Здесь членов профсоюзов не так много – процентов 10, в большинстве своём трудятся они в бюджетной сфере. Законы защищают их достаточно. (Другое дело, создать профсоюз достаточно сложно. Тут простор для произвола работодателей) Однако от столкновения с членом профсоюза, скажем, сферы услуг остаётся устойчивое впечатление, что он уверен в своём праве плевать на всё и вся, так как деньги свои, в большом размере, всё равно получит. Впрочем, об этом я повторяюсь.
Пример другой – чиновники. Вопрос может быть зарегулирован таким образом, что концов просто не найти. «Вознаградить» бюрократа для преодоления абсурдных препятствий очень сложно. (Раньше удивлялся, сейчас перестал, когда некоторые американцы возможность такого стимулирования отмечают в качестве положительной черты российской бюрократии). Конечно, бороться и побеждать можно, но достаточно сложно. Тут система чиновничьего маразма «совершенствовалась» веками и механизмами борьбы с простыми людьми оснащена в достатке.
Идём дальше – по нарастающей степени абсурда. Юристы. Многочисленные и повсеместные. Есть убедительная версия, что миллионы американцев, не имеют средств на медицинское обеспечение, «благодаря» им – в страховых компаниях сидят целые юридические отделы, которые оспаривают страховые случаи. Ясно, что услуги их стоят не дешёво, следовательно, растёт стоимость полисов. Но это пример глобальный – завтра напишу о том, что наблюдаю своими глазами.